Образовательная область «Физическая культура», «Здоровье».
Работа по выполнению задач образовательной области «Физическая культура» в рамках реализуемых программ была направлена на формирование у детей интереса и ценностного отношения к деятельности по физической культуре, развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Содержание работы по решению задач образовательной области «Здоровье» было направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, о своём теле.
Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа строилась на основе ежегодного анализа заболеваемости за предыдущие годы, индивидуальных данных состояния здоровья детей и уровня их физического развития.
Для оптимизации двигательной активности детей были разработаны «режимы двигательной активности» для каждого возраста, на теплый и холодный периоды года и адаптационный период. Разработаны перспективные планы по обучению основным видам движений, перспективное планирование спортивных досугов, праздников, «Дней здоровья».
Для анализа выполнения Программы проводился мониторинг физической подготовленности, проводилась 2 раза в год (начало, конец) диагностика уровня физической подготовленности детей по 5 параметрам: сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость. Отмечена положительная динамика роста физического развития детей на начало и конец учебного года:
|
Сентябрь 2012год
|
Май 2013 год
|
мальчики
|
девочки
|
мальчики
|
девочки
|
высокий
|
25%
|
30%
|
35%
|
45%
|
средний
|
45%
|
50%
|
45%
|
45%
|
низкий
|
30%
|
20%
|
20%
|
10%
|
Проанализировав работу по физическому воспитанию, воспитателям были даны следующие рекомендации:
- систематически проводить игры на внимание и ловкость;
- организовывать летом мини-походы за пределы детского сада;
- чаще проводить спортивные соревнования с фиксированной нагрузкой «Выше, дальше, быстрее».
Уровень физического развития детей, регулярно посещающих детский сад в течение года стабильно средний. На конец года прослеживается динамика роста и становления физических качеств. В течение года с нуждающимися детьми проводилась систематически индивидуальная работа.
В течение учебного года проводились консультации и семинары-практикумы для воспитателей с целью обучения их правильному выполнению основных видов движений в соответствии с возрастными особенностями детей.
Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа строилась на основе ежегодного анализа заболеваемости за предыдущие годы, индивидуальных данных состояния здоровья детей и уровня их физического развития.
Вывод: сравнительный анализ уровня физической подготовленности показал, что дети всех возрастов повысили свои физические показатели и прогрессируют в своем физическом развитии. Дети самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни. У детей сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
В организации работы коллектива по физическому воспитанию и оздоровлению детей выявлены следующие проблемы:
нет системы в проведении спортивных праздников с участием родителей;
недостаточно ярко освещается физкультурно-спортивная жизнь МДОУ.
С целью решения указанных выше проблем необходимо определить резервы повышения уровня выполнения задач в 2013 -2014 учебном году:
внедрять активные формы работы с родителями: совместные соревнования, мини-походы, показы образовательной деятельности для родителей.
Образовательная область «Коммуникация».
Работа по развитию речи в течение учебного года велась с учетом замечаний прошлого года и намеченных годовых задач. Использовались такие формы, как индивидуальная работа с детьми, использование элементов пальчиковой гимнастики.
В начале учебного года педагоги проводили обследование состояние речи каждого ребенка дошкольного возраста по следующим разделам: произносительная сторона
( звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь. Особое внимание в работе с детьми было уделено связной речи, т.к. именно в связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Развитие связной речи осуществлялось в процессе повседневной жизни, на занятиях.
Хорошие результаты по использованию опорных схем для развития связной речи отмечены в старшей подгруппе. Педагоги активно используют педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения.
Отмечено, что у многих детей в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается на овладении письменной речью-чтением и письмом.
Особое внимание следует уделить развитию и обогащению словаря, развитию фонематического слуха
.Анализ работы педагогического коллектива МДОУ по развитию речи показал, что в процессе регулярного систематического проведения индивидуальных и фронтальных образовательных мероприятий, использование разнообразных методов и способов расширяются и углубляются знания об окружающем, происходит развитие связной речи.
В целом результаты диагностики таковы :
Уровень
|
Младшая подгруппа
|
Средняя подгруппа
|
Старшая подгруппа
|
Подготовительная подгруппа
|
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Высокий %
|
33,4%
|
66,6%
|
_
|
12,5%
|
-
|
20%
|
25%
|
50%
|
Средний %
|
33,3%
|
33,4%
|
50%
|
75%
|
60%
|
60%
|
66,6%
|
33,3%
|
Низкий %
|
33,3%
|
-
|
50%
|
25%
|
40%
|
20
|
8,4%
|
16,7%
|
Образовательная область «Социализация», «Безопасность», «Труд».
Работа по решению задач в образовательной области «Труд» строилась с использованием различных методов экологических проектов через проведение различных акции, экологических практикумов, смотров и конкурсов с целью развития трудовой деятельности, воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирования первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Работа в областях «Социализация и безопасность» была направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие у детей умений игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование семейной, гражданской принадлежности, духовно-нравственных чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Задачи по данному разделу решались в процессе всей воспитательно- образовательной работы с детьми и в различных формах её организации (от бесед до специальных занятий). Регулярно проводились мероприятия по обогащению и расширению знаний дошкольников о родном городе, крае, стране. В группе старшего возраста оформлен уголок патриотического воспитания. Педагоги МДОУ большое внимание уделяли активному, приобщению дошкольников к доступным формам безопасного и культурного поведения (на улице, дома, в общественных местах). В методическом кабинете подобран материал для реализации задач по безопасности жизнедеятельности. В работе по разделу «Безопасность жизнедеятельности» наметились устойчивые позитивные перемены: дошкольники понимают и принимают правила безопасного поведения, имеют представление, как действовать в нестандартных ситуациях. В дальнейшей работе необходимо активнее использовать проблемно-игровые ситуации, включающие познавательный материал по духовно-нравственному воспитанию, по здоровьесбережению, по безопасности.
Анализируя конечные результаты в области социально-нравственных ориентаций и чувств по данному блоку можно сделать выводы, что воспитатели всех групп успешно работали над формированием у детей активной жизненной позиции и активного проявления эмоциональной отзывчивости: пожалеть обиженного, утешить, разделить переживаемые чувства. Для достижения этих целей педагогами групп проводились совместные праздники, дидактические игры, этические беседы, занятия и тренинги с детьми и родителями по данному направлению воспитания дошкольников.
Данные обследований и результаты коррекционной работы говорят о положительной динамике в этом направлении. Воспитатели большое внимание уделяли ежедневной культуре поведения за столом, культуре общения со взрослыми и сверстниками, культуре поведения в общественных местах, углубленно велась работа по самопознанию ребенком самого себя. Воспитатели в течение года проводили большую работу по ознакомлению детей с малой Родиной: устраивались фотовыставки, выставка детского творчества «Мой любимый город».
Детский сад в этом году принял участие в конкурсе педагогических проектов по социальному направлению в Ульяновской области. Воспитатель Павельева И.А. подготовила своего воспитанника Волкович Никиту по теме «Первая игрушка малыша» . Этот проект занял первое место в Ульяновской области, набрали 8,8 баллов.
В целом результаты диагностики таковы:
Уровень
|
Младшая подгруппа
|
Средняя подгруппа
|
Старшая подгруппа
|
Подготовительная подгруппа
|
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Высокий %
|
-
|
33,3%
|
_
|
12,5%
|
-
|
20%
|
16,7%
|
33,3%
|
Средний %
|
33,3
|
66,7%
|
50%
|
62,5%
|
60%
|
80%
|
66,7%
|
66,7%
|
Низкий %
|
66,7
|
-
|
50%
|
25%
|
40%
|
-
|
16,7%
|
-
|
Вывод: по всем направлениям работы по развитию первоначальных представлений социального характера к концу года наблюдается положительная динамика: взаимоотношения со сверстниками стали ровными без конфликтов, знания по краеведению стали более глубокими. Дети имеют представление о себе, собственной принадлежности к определённому полу, о составе семьи, родственных отношениях, семейных традициях, о культурных ценностях общества. Дети стали более эмоционально отзывчивыми: откликаются на эмоции близких людей и сверстников.
Но выявлены и недостатки в работе: дети не могут проявлять самостоятельность и творчество в игровой деятельности, дети старшего возраста не могу самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Обратить внимание на следующий учебный год.
Образовательная деятельность «Художественное творчество», «Музыка».
Работа по развитию художественного творчества детей была направлена на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие навыков и умений детей в продуктивных видах деятельности, приобщение к искусству.
В образовательной области «Музыка» работа была направлена на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через развитие музыкально-творческой деятельности, приобщение к музыкальному искусству.
В групповых помещениях оборудованы центры и уголки для самостоятельной художественной деятельности детей: различные виды театров, музыкальные уголки с музыкальными инструментами и музыкально-дидактическими играми, уголки изо деятельности, оснащенные традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами.
Художественно-эстетическое воспитание осуществлялось согласно перспективно-календарного планирования в рамках реализуемых программ, что позволило развить у воспитанников соответственно возрастным возможностям необходимые технические и художественные навыки в продуктивных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
Проводились комплексные тематические занятия с использованием всех видов продуктивной деятельности. Устраивались выставки рисунков, поделок; проводились конкурсы.
Большая работа педагогического коллектива проводилась по приобщению детей к изобразительному искусству - как к его восприятию, так и к самостоятельной художественной деятельности.
В группах имеются тематические альбомы, художественная литература, разнообразные изобразительные материалы, предметы искусства, бросовый и природный материал для художественного труда, помогающие проявлять творчество, умение совершенствовать постройки, работать сообща, небольшими подгруппами.
С целью дальнейшего развития творческих способностей детей необходимо определить резервы повышения уровня выполнения программы по продуктивным видам деятельности:
- особое внимание уделить индивидуальной работе с воспитанниками и направить её на реализацию творческих способностей каждого ребёнка;
- больше использовать наглядного материала по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством;
-чаще использовать такую форму организации как коллективные работы детей;
-на более высоком уровне осваивать с детьми новые технологии: лепку из солёного теста, флористику, аппликацию из меха, кожи.
Художественно-эстетическое развитие детей продолжалось и на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель тщательно подходила к выбору музыкального репертуара, игр, составлению сценариев праздников, организации музыкального восприятия. Всё это способствовало единству эмоционального и художественного компонента в развитии.
Основная задача: развитие музыкальных и творческих способностей ребенка решалась через формирование вокально-певческих умений, развитие музыкального слуха и координации движений. Наряду с систематическими музыкальными занятиями в течение года проводились развлечения и праздники, фольклорные праздники.
Музыкальным руководителем уделялось большое внимание развитию певческих способностей детей.
Анализ проведенных мероприятий показал, что дети были достаточно хорошо подготовлены. Причем, праздники не репетировались целенаправленно, а составлялись на 50% из знакомого материала, изучавшегося в течение года.
Музыкальный руководитель в течение учебного года обеспечивала выполнение программных задач по гармоничному музыкальному развитию детей, создавала на занятиях и в повседневной жизни положительный эмоциональный фон в детском саду. Активно приобщала детей к различным видам музыкальной деятельности и к народной культуре. В группах оборудованы музыкальные уголки, имеются средства технического воспроизведения музыки. Для развития театрализованной деятельности в группах имеются разнообразные виды театров; оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей (ширмы, костюмы, маски, декорации, куклы и др.) и материал для их изготовления.Вывод: Дети стали эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, овладели навыками пения, танцевальными движениями.
В целом результаты диагностики таковы :
Уровень
|
Младшая подгруппа
|
Средняя подгруппа
|
Старшая подгруппа
|
Подготовительная подгруппа
|
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Высокий %
|
33,4
|
66,6%
|
_
|
12,5%
|
-
|
20%
|
-
|
16,7%
|
Средний %
|
33,3
|
33,4%
|
50%
|
75%
|
60%
|
80%
|
66,6
|
66,6%
|
Низкий %
|
33,3
|
-
|
50%
|
12,5%
|
40%
|
-
|
33,4%
|
16,7%
|
Отмечая успехи в музыкальном воспитании детей, следует обратить внимание и на недоработки:
-недостаточно проводилась индивидуальная работа с детьми, которые часто и длительно болеют;
-редкое привлечение к постановке спектаклей родителей.
С целью решения указанных выше проблем необходимо определить резервы повышения уровня выполнения программ художественно-эстетического направления в 2013-2014 учебном году через внедрение новых форм работы с детьми и взрослыми:
разработать план проведения детских фольклорных праздников;
составить сценарии фольклорных праздников;
чаще использовать в работе с детьми игры-драматизации, показывать кукольные театры силами взрослых и силами детей;
пополнить картотеку музыкально-дидактическими играми;
Образовательная область «Экологическое воспитание», «Исследовательская деятельность»
Воспитатели групп вели активную работу по экологическому воспитанию дошкольников. По результаты контроля показали что, дети проявляют интерес к условиям окружающего мира, условиям жизни растений и животных; с желанием и охотой участвуют в экологической деятельности (ухаживают за комнатными растениями); эмоционально реагируют при встрече с прекрасным, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (лепка, рисование, аппликация); Старшие дошкольники имеют большой запас знаний о природных явлениях и окружающем мире. Большое место в старших группах уделялось работе по использованию экологических знаний для развития познавательных способностей детей. Это направление стало основой для организации в старшей и 2-й мл. группах мастерской « В четыре руки», где дети совместно с родителями создавали композиции из природного и др. материала. Воспитатель группы старшего возраста в течении года показала ряд образовательных мероприятий по экологии и исследовательской деятельности « Берегите природу», «Маленькие человечки», «Экологическая пирамида». В группе оборудована мини – лаборатория, которую еще нужно пополнять. Были проведены педагогические советы: «Инновационный путь решения проблем экологического воспитания детей», « Проектирование образовательной деятельности по развитию исследовательских способностей детей».
В целом результаты диагностики таковы :
Уровень
|
Младшая подгруппа
|
Средняя подгруппа
|
Старшая подгруппа
|
Подготовительная подгруппа
|
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Высокий %
|
33,4
|
33,3%
|
_
|
12,5%
|
-
|
25%
|
33,4
|
50%
|
Средний %
|
33,3
|
66,7%
|
50%
|
75%
|
60%
|
75%
|
33,3
|
33,3%
|
Низкий %
|
33,3
|
-
|
50%
|
12,5%
|
40%
|
-
|
33,3%
|
16,7%
|
Предложение: продолжить работу по экологическому воспитанию и исследовательской деятельности на следующий год и поставить задачи по этим направлениям.
Задачи поставленные на 2012 – 2013 учебный год коллектив почти выполнил. При проработке задач были выявлены недочеты и устранены в течение учебного года.
Благодаря слаженной работе всего коллектива, в детском саду созданы благоприятные условия
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Дети очень любят слушать литературные произведения, особенно если читаются выразительно и эмоционально. Наблюдения показали, дошкольники проявляют интерес к книгам, любят их самостоятельно рассматривать, приносят из дома любимые литературные произведения, с увлечением пересказывают любимые сказки. Следует уделить особое внимание выразительному чтению поэтических произведений
В целом результаты диагностики таковы :
Уровень
|
Младшая подгруппа
|
Средняя подгруппа
|
Старшая подгруппа
|
Подготовительная подгруппа
|
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Нач.
|
Конец
|
Высокий %
|
33,4
|
33,4%
|
_
|
25%
|
20%
|
40%
|
20%
|
50%
|
Средний %
|
33,3
|
66,6%
|
50%
|
75%
|
50%
|
60%
|
50%
|
50%
|
Низкий %
|
33,3
|
-
|
50%
|
-
|
30%
|
-
|
30%
|
-
|
Взаимодействие с родителями
Деятельность МДОУ осуществляется с учётом тенденций развития современного общества. В 2012 – 2013 учебном году администрацией и педагогическим коллективом МДОУ уделялось большое внимание работе с родителями по актуализации вопросов воспитания, образования, оздоровления детей дошкольного возраста. За прошедший учебный год дошкольным учреждением накоплен значительный опыт сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей.
Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей. В целях широкой просветительской деятельности оформлены информационные стенды для родителей. Информация систематически обновляется. В течение всего года оформлялись тематические выставки детских работ к праздникам, представленные рисунками, фотографиями, работами по художественному труду, сделанными руками детей, родителями и воспитателями
Данная работа помогает педагогическому коллективу своевременно решать сложные вопросы, вызываемые недостатком информации у родителей по поводу организации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
В процессе сотрудничества с родителями педагоги координируют свои действия в вопросах воспитания и обучения детей.
Воспитатели групп наладили с родителями доверительные отношения и постоянно совершенствовали содержание и формы работы, стремясь добиться полного взаимопонимания в вопросах воспитания и органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, активно привлекали родителей к участию в деятельности дошкольного учреждения:
- в организации образовательного процесса и развивающей среды в группах;
- в проведении культурно – массовых мероприятий;
- в изготовлении концертных костюмов, атрибутов, приобретении призов, подарков для детей;
- в благоустройстве территории детского сада.
Более эффективными являются практические, наглядные формы: совместные праздники, круглые столы, семинары-практикумы, практические консультации педагогов, предоставление литературы по самообразованию и по интересующей проблеме. Особое внимание уделялось работе с родителями в адаптационный период:
- встречи с родителями задолго до поступления ребёнка в детский сад;
- предварительное консультирование по адаптации;
- экскурсии по детскому саду и территории вместе с детьми;
На родительских собраниях в каждой возрастной группе педагоги познакомили родителей с показателями развития детей, которые должны быть ими достигнуты к концу учебного года.
В работе с родителями использовались разнообразные формы и виды (общие, групповые родительские собрания, открытые занятия с детьми, совместные праздники, выставки работ и методической литературы), которые составляют единую систему разностороннего педагогического просвещения родителей.
В результате анализа работы с родителями выявлены следующие проблемы:
- воспитатели при выборе форм сотрудничества не всегда учитывают возможности и условия жизни конкретных семей, их интересы;
- недостаточный уровень развития коммуникативных умений некоторых воспитателей;
- содержание тем родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцировано;
- не прослеживается достойной подготовки воспитателей к родительским собраниям.
С целью решения указанных выше проблем необходимо определить резервы повышения уровня качества работы с родителями в 2013-2014 учебном году:
- обратить внимание на неблагополучные семьи, провести психологическую диагностику с ними и составить социальный паспорт каждой семьи;
- повышать уровень знаний родителей о психологических особенностях детей дошкольного возраста через наглядную информацию;
- повышать культуру общения воспитателей с родителями средствами обучающих семинаров и тренингов;
- больше организовывать совместных праздников, непринуждённого общения с целью обмена опытом семейного воспитания.
Наши достижения
В течение учебного года в учреждении были проведены смотры-конкурсы:
- «Подготовка группы к новому учебному году»;
- «Создание условий для развития двигательной активности дошкольников»;
- «Вместо ёлки новогодний букет» (творческий подход в оформлении групп к Новому году).
- «Ледяные постройки из снега».
Данные конкурсы способствовали значительному обогащению развивающей среды. На высоком уровне создана предметно - развивающая среда во всех возрастных группах.
Административно-хозяйственная работа.
В 2012-2013г. было уделено много внимания вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС, охране труда и пожарной безопасности. В следующем году необходимо продолжить работу в данном направлении, обеспечив своевременность проведения мероприятий по ГО ЧС в соответствии с согласованным планом. Также по охране труда и пожарной безопасности.
Проводились мероприятия по содержанию и ремонту здания. На территории детского сада имеется 2 участка, где в летний период обновляется , подкрашивается оборудование.
В детский сад приобретены в течении года: компьютер, ксерокс, электроплита с вытяжкой, электромясорубка, электронные весы.Продолжается работа по самостоятельному заключению договоров на поставку продуктов питания.
Таким образом, по итогам проведённого комплексного анализа возникли для решения в предстоящем учебном году следующие задачи:
- Поднять на качественно новый уровень работу по самообразованию педагогов с учетом приоритетных направлений деятельности.
- Продолжать работу по включению коллектива МДОУ в инновационную деятельность.
3. Активно продолжать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости .
4. Усилить работу по экологическому воспитанию и исследовательской деятельности через различные виды деятельности.
- Продолжать работу по включению родителей в единое образовательное пространство через использование нетрадиционных форм работы, планирование работы на диагностической основе с учетом запросов родителей.
- Продолжить работу по обеспечению безопасных условий в МДОУ, содержанию здания и благоустройству территории, пополнение материально-технической базы МДОУ.
|